Вот нашел на одном сайте мнение .....
Социофобия - это невроз, возникающий в результате столкновения двух вещей: завышенных амбиций и низкой самооценки. Тогда тем более понятно, почему социофобии часто возникают в детском возрасте - и у каких детей.
Прежде всего, социофобами часто оказываются детишки, которых дома ставили в положение "непревзойденного во всех отношениях пупа земли и света в окне". Который что ни делает - за все ему аплодисменты (не меньше), которого никогда не ругали (даже за явные проступки), и который при этом еще не получил порцию "адекватной оценки собственной личности и собственного поведения" в том же детском саду. Когда такой ребенок идет в школу и в классе его начинают воспринимать как ОБЫЧНОГО, рядового ребенка, а его достижения оценивать "не постоянно на пять с плюсом", а как они того заслуживают - когда на пять, а когда и на четыре, а то и на три (ведь в процессе обучения все бывает) - тогда ребенок чувствует себя униженным, осмеянным и оплеванным: еще бы, он ведь был дома "лучшим из лучших", а теперь он "обычный, как все". То есть его унизили, низвергли (в его собственном представлении) - и неизвестно за что! Ребенок начинает бояться общения со сверстниками и учителями - потому что в его понимании они его недооценивают, низлагают с того уровня, к которому он привык, и непонятно, чем он это заслужил: "так что лучше от всего этого коллектива с такими необъяснимо агрессивным ко мне отношением держаться подальше". У ребенка возникает страх перед школой, нежелание учиться, изыскиваются поводы избегать появления в классе - часто это как раз жалобы на физическое здоровье и вообще разного рода соматические болезни, из которых такое дитя практически не вылезает. Или как вариант, а то и в сочетании - невротические явления типа нарушения сна, плаксивости, неадекватности поведения в школе и т.п. Вплоть до того, что родители начинают поговаривать, что "у нас ребенок не переносит тяжелого школьного режима, давайте переведем его на домашнее обучение".
Домашнее обучение наверняка достигнет своей цели - ребенок опять будет единственным и лучшим из лучших в конкретной семье (или хотя бы "равным среди самых лучших", если обучаются вместе четыре-пять таких детей в "микрогруппе"). Но что будет, когда он свое обучение закончит и выйдет в большую жизнь? Или его в таком случае и далее за порог дома не выпускать? Ведь в том же институте его точно так же будут считать "одним из", что для него опять будет почвой для невроза, причем уже БОЛЬШЕЙ, чем в школьном возрасте. И у него закономерно возникнет тот самый пресловутый страх, что "любой человек из окружающего социума не оценит его так, как оценивали его всегда - то есть в его восприятии любой окружающий может его унизить и причинить ему боль." Вот вам и почва для социофобии.
А еще чаще социофобия развивается у тех детишек, которых вкупе с высоким оцениванием дома ограждают от любой самостоятельности, подавляя изначально все его закономерные проявления из разряда "я сам". Иными словами, с одной стороны, "ты у нас самый лучший", а с другой стороны - "но никто не будет тебя любить так, как мы, и никому ты не будешь нужен ТАК, КАК НАМ". И ребенок, для которого "так, как они (родители и прочие родственники)" - становится постепенно закономерностью и жизненной необходимостью, опять-таки когда-то да сталкивается с тем, что вокруг есть еще масса людей, которые не проявляют к нему никакого внимания, а тем более "не любят так, как родственники". И ему это уже кажется опасностью, это его пугает - ибо разрушает привычные представления, привычные ожидания и привычную опору в жизни…
Но с другой стороны, вроде бы: как может вырасти социофоб из ребенка, который рос пупом земли и получал за все одни похвалы?
Тут может быть и другая крайность. Тот, кто получал действительно ОДНИ ПОХВАЛЫ вообще, и даже в школе "равнодушие и презрение" одноклассников его не задели - тот социофобом явно не будет. Выше я говорил о детишках, которым все же требуется "хоть какое-то дополнительное внешнее подтверждение своей уникальности и гениальности, потому что сам ребенок априори в этом не уверен" - часто потому, что как минимум один из родителей имеет в своей личности "сомневающийся" радикал. И психастения хоть в какой-то дозе у ребенка "вероятна генетически".
Такие "маленькие психастеники", даже если истероидно-эпилептоидная мама порой "возносит дитя до небес" (хотя бы потому, что "у нее должен быть непременно гениальный ребенок"), часто вкупе с этой похвалой получают все-таки и "порцию противоположных впечатлений". Порцию какого-то, скажем так, "психологического пугала". Те же отрицательные впечатления в школе - это уже не "одни похвалы". И даже "ты не сможешь без нас" - тоже можно подавать в разной упаковке: обычно подается как "вот попробуй что-нибудь без нас; попробовал? Прокололся? Ага, вот и не суйся никуда без родителей".
К примеру, пошел ребенок сам в магазин - а маме в глубине души надо, чтобы он не проявлял "лишней для нее самостоятельности". Поэтому ему за любую промашку (забыл что-то купить, купил не то и не там, не взял две копейки сдачи) непременно, раздув эту промашку как минимум вдвое, прочтут нотацию, выговорят. Не зло, не жестоко, не ради срыва эмоций, а в качестве "постановки перед фактом": "Видишь, дурачок, ничего-то ты не можешь сам, без мамы! Но разве другие будут тебя за это прощать и не наказывать? Это только мама так будет, а остальные тебе за твои промахи ТАК ДАДУТ!" Вот вам и почва для социофобии
Ребенок, не имеющий психастении "в генетической базе", подобные вещи "как отсутствие похвалы" скорее всего не воспримет. А подумает, что "раз даже за это мама меня не ругает - в смысле не шлепает, не кричит, не ставит в угол - значит, я такой хороший, что ругать меня невозможно, какой бы промах я ни допустил. Да я это и сам знаю - что меня просто невозможно ругать, такой я прекрасный; а на все остальное мне наплевать." Конечно, это тоже может повлечь проблемы взаимоотношения ребенка в социуме, уже иного характера - и это уже несколько другая история...
...Поэтому если ребенок действительно знает, что мало что в жизни достигается "само по себе" - это уже хорошо. То есть даже если человек жаждет аплодисментов (что само по себе не предосудительно) - у него сформировано знание, что их надо ЗАРАБАТЫВАТЬ трудом, какими-то достижениями, каким-то вложением сил. И чем бОльших хочется аплодисментов - тем больше надо вкладывать. Поэтому желательно сформировать у ребенка понятие "актуального социума" - то есть умение определить, в каком обществе и перед какими людьми стОит вкладывать труд, дабы получить эти аплодисменты, перед какими можно делать это не особенно рьяно, а перед какими вообще не стОит. Вот это уже серьезная страховка от той же социофобии.
И потом, социофобия стоит в том числе и на так называемой "искусственной родительской фрустрации". То есть опять повторю, ребенка, о котором дома говорят "ты У НАС самый лучший", за любые самостоятельные проявления В ИТОГЕ ругают, причем чаще всего преувеличивая его промахи и выставляя его "ничего не могущим без родителей". "Да, ты сходил сам в магазин, но принес не то, не так и не по той цене" и т.п. В результате, если ребенка изначально отвращают от подобных поступков и вообще от самостоятельного общения с социумом, и главное, НЕ УЧАТ его адекватно с этим социумом общаться - неудивительно, что начав-таки это делать однажды (а придется), ребенок получает больше шишек, чем пышек. И если он психастеник, то у него формируется БОЯЗНЬ общения с СОЦИУМОМ, которая при известной степени невротизации переходит в нашу пресловутую социофобию.
Так что если вы своего ребенка УЖЕ учите общаться с этим социумом, в том числе учите адекватно относится к собственным его неудачам, не растите отличника-перфекциониста - он социофобом не будет.
А если социофобом (как вам кажется, в итоге родительского влияния) стали вы сами - то в любом случае это "не конец всему": потому что у любых родителей есть право на ошибку. И эти ошибки вовсе не стопроцентно фатальны - опять же. если ими не прикрываться и не говорить. что "...теперь у меня вот такая проблема и она НЕ РЕШАЕТСЯ". Как уже приходилось говорить (в том числе в беседе о собственном профессиональном кредо), - "нет безвыходных ситуаций, если вы действительно хотите тот или иной выход найти".
..... кто что думает по этому поводу? я думаю что много правильных вещей сказано о причинах сф.